Строительно-реставрационная компания

комплексное обустройство и украшение православных храмов

Гальваническое золочение в СРК «ЭРА»

Искусство гальванического золочения

Гальваническое золочение

Компания «ЭРА» имеет собственную лабораторию по нанесению золота 999 пробы гальваническим способом на изделия из нержавеющей стали, бронзы, латуни …

Главное условие золочения методом гальванохимии – применение электролитов, анодов и пропускание постоянного тока. При покрытии золотом на поверхность оседает золотой слой, имеющий строго определенную толщину. Качественное золочение не допускает неравномерности золотого слоя при гальваническом покрытии, разница может составлять не более 10%. Толщина покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм. Чем выше толщина золочения, тем ниже пористость покрытия, следовательно, выше его защитные и декоративные свойства.

Еще не так давно, для золочения изделий, использовался только метод погружения в гальваническую ванну. Сегодня гальваника — это гальваническое оборудование, которое сделало процесс покрытия золотом более простым и доступным. Используя свою технологию гальванического золочения, мы золотим любые изделия: от мелких элементов интерьера до деталей, которые имеют слишком большой размер, чтобы опускать их в гальваническую ванну.

Гальваническое золочение можно использовать для различных целей, в качестве защитного и декоративного покрытия.

Золочение серебра гальваническим методом: история и современность

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»Гальваническим золотом называют покрытие, наносимое на поверхность металлических изделий с целью наделить их преимуществами благородного металла. Подобное покрытие удешевляет производство, однако вещь приобретает вид дорогой, сделанной из цельного металла. И подобная внешняя презентабельность сохраняется на годы, а порой и десятилетия.

Что такое золочение?

Есть 2 способа нанесения позолоты:

  1. Механический – подразумевающий нанесение на обрабатываемую поверхность тонкого слоя золота посредством масла и клея.
  2. Электрохимический, подразумевающий применение тока и реагентов.

Раньше позолота наносилась сугубо с применением тончайших листов благородного металла механическим способом. И технология нанесения сусального золота десятилетиями практически не меняется.

При такой процедуре могут применяться масло с клеем. На базе первого приготавливается спецсмесь, способствующая закреплению золотого слоя на поверхности изделия. За счет применения масляного лака, покрытие приобретает матовый оттенок. Нанеся же еще один слой, поверхности придают красивый блеск.

Если в процессе применялся полимер (выступает в роли клеевой основы), поверхность приобретает характерный блеск. Правда, такая процедура для достижения лучшего результата требует проведения в особых условиях – с соблюдением влажностного режима и т. д.

Совсем другое дело золочение с применением электротока, в ходе которого мастер наносит тончайший слой драгметалла, чья величина может достигать долей микрон.

Особенности процедуры гальванического золочения?

Покрытие золотом гальваническим методом подразумевает нанесение на поверхности самых разных объектов тончайшего слоя позолоты. При этом, какой будет толщина слоя, зависит от самого изделия. Как правило, она находится в диапазоне 0,05 мкм — 0,5 мкм.

Гальваническое золочение церковной утвари в РК «ЭРА»

Гальваническое золочение позволяет поверхностям и изделиям:

  1. обрести благородный вид;
  2. улучшить свои качественные характеристики;
  3. защититься от разрушительных воздействий, вроде избыточной влажности и коррозии.

Металлы, на которые производится золочение гальваническим способом:

  • серебро;
  • никель;
  • мельхиор;
  • латунь;
  • медь.

Покрытие наносят полностью или выборочно – с целью придать свойств золота лишь отдельной части изделия. Столь широкие возможности обусловили повсеместное применение гальваники. Ведь покрытие может быть нанесено на любые материалы и формы. В частности, хорошо этот метод зарекомендовал себя при золочении куполов храмов, а также предметов церковного обихода и интерьерного убранства.

Покрытие, наносимое посредством применения тока, обладает целым рядом преимуществ:

  • улучшается износостойкость первоначального покрытия;
  • усиливается блеск;
  • изделие защищается от оного воздействия;
  • начинает проводить ток.

При этом позолота наносится в три последовательных этапа:

  1. сначала основание подготавливается – шлифуется с использованием спецпасты и наждачной бумаги. С нее удаляются грязь, ржавчина и окислы;
  2. затем на него наносится металл под воздействием тока;
  3. на завершающем этапе оно обрабатывается.

Гальваническое золочение церковной утвари в РК «ЭРА»

Если вас интересует гальваническое золочение в Москве, специалисты СРК Эра рады предложить вам свои профессиональные услуги. В своей работе мы используем отработанную технологию гальванического золочения, которая позволяет нам облагораживать изделия внешнего и внутреннего декора с гарантией их безупречного качества. Купола, кресты, лепнина, оклады икон – для нас нет поверхностей, на которые мы бы не смогли нанести позолоту 999-й пробы в собственной лаборатории. Хоте узнать больше? Звоните по телефону, указанному на сайте.

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»

Повысить срок эксплуатации интерьерных изделий, посуды, предметов церковного обихода и даже куполов, одновременно придав их благородный вид и блеск, может гальваническое золочение. Такая защита сбережет поверхности от преждевременно разрушения и неблагоприятных воздействий извне. Одновременно подарив роскошный облик цельного, выполненного из золота изделия.

Химическая металлизация гораздо высокотехнологичнее, чем покрытие сусальным золотом, и дает возможность контроля за толщиной наносимого слоя. В полной мере отвечая требованиям современности, она распространена во множестве сфер человеческой деятельности.

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»

Преимущества гальванического золочения

  • после применения раствора для гальванического золочения 585 пробы обработанное изделие обретает антистатические свойства и повышенную отражательную способность. Это позволяет ему надолго сохранять поверхность красивой и блестящей;
  • оно придает поверхности стойкость к температурным перепадам (правда, пластичность металла не исключает формирование микротрещинок при сильной стуже);
  • изделия становятся невосприимчивыми к коррозионным и иным агрессивным воздействиям.

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»

Срок службы поверхности, облагороженной посредством гальванического золочения, цена которого сравнительно невысока, напрямую зависит от толщины позолоты. Присутствующие в воздухе мелкие частички рождают абразивный эффект, и за год стирается около 0,01 мкм золота. Теоретические подсчеты показывают, что 0,5 мкм покрытия вполне достаточно для 50-летней эксплуатации.

Техника такого золочения может похвастаться и еще одним неоспоримым достоинством: процесс старения купольной поверхности идет не так заметно, нежели это бывает с сусальным покрытием. В особенности это заметно, если сравнивать верхние зоны куполов, где в холодное время формируется корка изо льда и снега.

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»

Особенности технологии гальванического золочения

Если золотятся изделия из нержавеющей стали, нет нужды в использовании никелевой подложки. Метод полусухой гальваники, разработанный в качестве метода восстановления подвергшихся повреждению поверхностей, взят на вооружение нашими мастерами для выборочного нанесения позолоты на большие по размерам изделия, которые не помещаются в раствор для гальванического золочения, налитый в спецванну.

 Гальваническое золочение изделий в Москве подразумевает поэтапный процесс:

  • обрабатываемая поверхность подготавливается полированием, шлифовкой и активацией;
  • обезжиривается;
  • золотится методом гальванохимии посредством спецоборудования.

Заказать услугу золочение серебра гальваническим методом или обработку иных металлов, из которых сделаны элементов интерьера и экстерьера храмов, вы можете в СРК Эра. Наши специалисты с огромным практическим опытом относятся к работе со всей душой, что позволяет им создавать в нашей собственной мастерской достойные выставки шедевры.

Среди преимуществ обращения именно в нашу компанию можно выделить:

  • качественность проведения процедуры золочения с соблюдением всех технологических особенностей;
  • возможность позолотить изделия любого вида, формы и размера;
  • предоставление гарантии долговечности свежего покрытия;
  • невысокие расценки.

Гальваническое золочение крестов в РК «ЭРА»

Звоните нам прямо сейчас и задавайте все интересующие вас вопросы. Консультация совершенно бесплатна!

Современное золочение куполов на церквях и храмах — это поистине ювелирная отрасль и в буквальном, и в переносном смысле слова. В этой статье мы расскажем вам о существующих технологиях купольного золочения, которые были актуальны много веков назад и используются сейчас.

Сусальное золочение куполовКак известно, большинство куполов русских православных храмов с древних времён покрывались именно золотом. До революции начала 20-го века чаще всего использовалось так называемое огневое золочение — оно подразумевало использование сплавов ртути и золота. Однако ведение работ с ртутью подразумевает строгое следование технике безопасности, ведь этот металл высоко токсичен и чрезвычайно опасен для человеческого здоровья. Приведём яркий пример: когда возводились купола Исаакиевского собора в конце 1830-х — начале 1840-х годов от вдыхания паров ртути умерло порядка 60-ти рабочих.

Во времена СССР мастерство позолотчика востребовано не было, ведь проводились подобные работы исключительно в рамках реставрации. Именно в то время оказались утраченными очень многие технологические секреты мастерства. И когда началось возрождение русской православной церкви, и значительно возрос объем реконструкции храмов, а также темпы их строительства, нехватка квалифицированных и опытных мастеров стала по-настоящему заметной.

Начиная с девяностых годов минувшего столетия, для возведения церковных куполов стал использоваться материал, который достоверно имитирует золочение — нержавеющая сталь, покрытая напылением нитрида титана. Подобное решение было намного дешевле, нежели листовое золото. Вот почему в то время использование нитрида титана было вполне обоснованно и востребовано в виду нехватки денежных средств. И, казалось, что имитация вскоре полностью заменит собой довольно дорогую и трудоемкую технологию золочения, но, как показывает время, не всё то золото, что блестит.

Чем сегодня покрывают купола?

Если коснуться самой формы, то основным отличием работ по производству кровли от дела по изготовлению куполов становится то, что на их сферической поверхности гораздо труднее пользоваться способом устройство фальцевой кровли, в особенности, если следующим этапом работ становится золочение. По этой причине мастера используют соединение картин кровли «в рейку», а при покрытии «в шашку» — специальное соединение «в зацеп» Клепка же, нередко встречающаяся на куполах, — это всего лишь грубейшая технологическая ошибка.

Сусальное золочение, примеры работ компании ЭРА

Что же до цвета покрытия кровли, то здесь действуют четкие церковные каноны, а также традиции, соответственно которым при постройке православных храмов и купольном убранстве применяются различные цвета — зелёный, синий, серебрение, позолота и так далее. Причём, каждый из оттенков обладает своей символикой. На храмах можно видеть и многоцветные купола, которые становятся неким исключением из правил.

Основным материалом, используемым для покрытия куполов, становится кровельная медь. Ей, как известно, с ходом лет свойственно изменяет первоначальной оттенок с коричневого на тёмно-коричневый, а затем обретать изумрудный тон. Однако купола, выполненные из чистейшей меди, и покрытые вполне естественной патиной в России можно встретить нечасто.

Можно предположить, что в будущем данная ситуация поменяется, ведь сегодня производители из Германии предлагают на рынке медь для настила кровли с покрытием, которое предотвращает образование патины. Тем же, кто хотел бы перешагнуть через длительный период ожидания появления патины, предлагается искусственно патинированный материал с изумрудным оттенком, которого удалось добиться специальной химической обработкой обычный меди — то есть, искусственно состарить.

Для того чтобы получить необходимый цвет, на медь может накладываться покрытие в виде окрашивания или сусального золота.

Красить медь, конечно, не лучший вариант. Однако сегодня подобрать достойный материал для данных целей, который бы имел зелёный, синий или серебристый цвет, достаточно сложно. Предлагаемая на рынке оцинкованная сталь, снабженная полимерным покрытием разнообразных цветов, не способна решить задачу по архитектурно-художественному преображению церквей. Для изготовления куполов голубого оттенка на сегодняшний день применять оцинкованная сталь, на которую наплавляется оксид титана. Однако производство подобного материала обходится недешево, а конечное качество таких куполов получается не лучшим. Проблема с нанесением покрытий зелёного и серебристого цвета также не решена.

В XXI веке, характеризующимся ростом технического прогресса, купольное золочение выполняется посредством гальванической технологии, либо с использованием старого-доброго «дедовского способа», подразумевающего нанесение на купольную основу листов сусального золота.

Сусальное золочение куполов, примеры работ компании ЭРА

Сусальное золото

Сама слово «сусальное» произошло от понятия «сусаль» — т. е. «лицо» или «лицевая поверхность». От качественности сусального золота напрямую зависит итоговый результат целого цикла проводимых реставрационных работ.

Вообще технологических операций для получения готового к облицовыванию куполов сусального золота порядка 30, и буквально каждая из них имеет собственные тонкости, оказывающие влияние на конечный результат полученного в итоге продукта. Если описывать это в упрощенном виде, то процесс выглядит следующим образом. Сначала золото раскатывается в тончайшую полосу. Затем эту полосу нарезают на квадратики, которые помещают меж листами специализированной снасти (ранее на Руси для этого использовались говяжьи черева, а в наше время — особая бумага, а также полимерные материалы) в стопочку, в которой может быть от ста до трехсот таких квадратов. В дальнейшем вся эта стопка расплющивается до тех пор, пока буквально каждый квадрат не станет составлять в толщину несколько сотых микрона.

На объект сусальное золото доставляется в т. н. «книжках», между листами бумаги которых золотые листы вкладываются для большей сохранности. Внутри таких «книжек» может быть от пяти до шестидесяти листов золота.

Сусальное золочение куполов, примеры работ компании ЭРА

Для купольного золочения применяется тяжелое золото — имеющее лигатурный вес 60-ти листов от 2-х до 6-ти граммов. Бывает золото и полегче, с весом «книжки» до 2-х граммов, однако оно используется для внутренних работ по золочению. Специалисты предупреждают, что подобное золото не должно применяться для золочения куполов.

Сусальное золочение куполов, примеры работ компании ЭРА

Российские производители всегда делали сусальное золото в одном размере — 91,5х91,5 миллиметра. Зарубежные производители — из Германии и Италии — изготавливают «книжки» разных размеров. В настоящее время их продукция, пользующаяся высоким спросом, присутствует и на отечественном рынке.

Изготовление Центрального купола с крестом для Свято-Троицкого храма

На рынке драгоценных металлов принято считать сусальное золото изделием. При этом изделием далеко не дешевым, ведь оно всегда имеет 960-ю пробу. Столь высокая проба объясняется используемой технологией золочения — золотые листы должно быть исключительно мягкими, а применение любых добавок, пусть и в минимальных количествах, влечет за собой потерю пластичности. Как результат, золотое сырье начинает мяться и даже рваться, что не лучшим образом сказывается на качественности работы по золочению и ведет к ее удорожанию. Ведь на устранение дефектов — трещин, разрывов и проступающего мордана — лака, используемого для приклеивания золота — приходится брать дополнительный объем золота, что повышает расход материала.

Изготовление крестов, наверший, шпилей компанией «Эра»

Как выглядит технология золочения с применением сусального золота

Первым обязательным условием при организации работ по купольному золочению посредством сусального золота является подходящий температурный режим. Температура воздуха должна составлять как минимум +14°С. Потому даже если на дворе весна, необходимо позаботиться об обеспечении «теплового контура». Работы выполняются обязательно в безветренную погоду, в идеале — на лесах, которые оснащены ветрозащитой. Такое требование обуславливается свойствами материала — золотые листы настолько тонкие и легкие, что и при небольшом ветре работа с ними может стать невозможным делом.

С обучением мастеров золочения сейчас есть большие проблемы. Дело в том, что специализированных учебных заведений в России нет, а в функционирующих реставрационно-художественных вузах на преподавание техники золочения отводится всего-навсего 4-ре академических часа. От безысходности мастеров-позолотчиков приходится «взращивать» самим опытным мастерам, передавая собственным ученикам свои знания и весь накопленный на практике опыт.

В целом же технология нанесения сусального золота имеет ряд ключевых этапов. Первым из них становится зачищение и обезжиривание поверхности куполов. Затем она грунтуется, а после подсыхания грунта покрывается «подсветкой» — краской желто-золотистого тона, дающей возможность скрывать возможные мелкие дефекты золотого покрытия на поверхности. После высыхания «подсветки» поверхность покрывают влагоустойчивым лаком.

Как только лаковый слой высохнет, мастера переходят к нанесению мардана — так называется клеевая основа для сусального золота. Когда он как следует подсохнет и обретет необходимый отлип, сверху начинают наносить золото. Помещают его на поверхность, используя «лапку» — специализированную кисточку, изготовленную из беличьего ворса. При необходимости золото может нарезаться с помощью специализированного ножа. Дабы избежать повреждения золота такая операция выполняется на специализированной замшевой подушечке.

В целом же набор инструментов у позолотчика не такой уж богатый: это специализированный нож для разрезания золота, подушка из замши, на которой выполняется предварительная обработка золотого сырья, масленка и комплект «лапок» — служащих для нанесения и последующего разравнивания листов золота веерных кистей на основе беличьего меха. Но главное для мастера, безусловно, — это умелые руки.

В процессе купольной реставрации все работы выполняются наверху. При постройке нового храмового сооружения все может быть индивидуально. Если купол имеет небольшой размер, то золочение может быть выполнено в мастерской, либо на специально оснащенной площадке возле храма. Если же речь идет о крупных куполах, то для того, чтобы избегнуть повреждения накладываемой позолоты при выполнении монтажных работ, золочение выполняется на уже установленном на храм куполе, с лесов, а потому проводится не всегда в комфортном положении.

Изготовление куполов компанией «Эра»

Процедура гальванического золочения

Под гальваническим золочением понимается электрохимический процесс, в ходе которого на поверхности другого металла происходит образование золотого слоя.

В роли электролита в данном процессе используется раствор, содержащий соли наносимого металла, а в нашем конкретном случае — золота. Причем, в роли анода используется пластина металла, а используемый для золочении стальной лист выступает в качестве катода. Заряженные ионы золота со знаком «+», направляясь к катоду, осаждаются на нем, формируя золотой слой, чья толщина может составлять от долей микрона до десятых долей миллиметра.

При этом толщина, структура и плотность гальванических покрытий разнятся, исходя из состава электролита, а также условий, в которых протекает процесс — температуры и токовой плотности.

Сам процесс нанесения покрытия включает в себя три этапа: на первом поверхность подготавливается, на втором — наносится покрытие, а на третьем происходит окончательная обработка купола после покрытия.

Чтобы обеспечить по-настоящему прочное сцепление покрытия с изделием требуется произвести тщательнейшую подготовку поверхности — отшлифовать, отполировать, обезжирить и удалить окислы. Шлифовка производится механическим способом посредством шлифовочных станков, паст и наждачных шкурок. Обезжиривают поверхности с помощью органических растворителей: бензина, спирта, ацетона, трихлорэтилена.

После того, как будет нанесено покрытие, изделие ополаскивается в дистиллированной воде, промывается и нейтрализуется в щелочном растворе. Затем проверяется сцепление покрытия и производится финишная обработка изделия.

Изготовление подзоров церковных компанией ЭРА

Для наглядности можно рассмотреть цену купола, которая рассчитана для конкретного храма в 3-х вариантах:

  • купол диаметром три метра с подзорами, покрытыми нитридом титана и «юбкой» – примерно 355 000 рублей;
  • купол, дополненный «юбкой» и подзорами, облицованный кровельным материалом с покрытием гальваническим золотом – примерно 1 178 000 рублей;
  • купол, имеющий «юбку», покрываемый сусальным золотом, и дополненный подзорами с покрытием гальваническим золотом – около 1 125 000 рублей.

Расчеты даны приблизительные и могут меняться в зависимости от особенностей заказа

Особенности гальванического золочения

У гальванического золочения есть множество достоинств, и одними из главных называют долговечность такого покрытия, а также особенности, связанные с его нанесением. Так, по сравнению с традиционной технологией сусального золочения листы кровли, которые золотятся каким методом, могут монтироваться в любое время года, не возводя специальных укрывающих шатров, защищающих купола от влаги и ветра.

Впрочем, не обошлось и без некоторых сложностей. К примеру, нержавеющей стали, покрываемой золотом, достаточно сложно придать округлую форму, которая присуща куполам. Это приводит к формированию граней. И любой недостаток работ на кровле на подобном куполе практически не устраним, что в конечном итоге сказывается на визуальном восприятии от созерцания таких глав.

При выполнении сусального золочения, чья технология подразумевает использование разнообразных шпатлевок, поверхность купола получается совершенно гладкой, лишённой швов и граней, в результате можно получить монолитное золотое покрытие.

Кроме того, выполнение гальванического золочения может применяться исключительно при изготовлении куполов с нуля. А вот с повторным нанесением позолоты ситуация довольно проблематичная, и мастера даже утверждают, что гораздо проще сделать всё заново.

В числе преимуществ методики сусального золочения выделяется именно ремонтопригодность покрытых им куполов. Восстанавливать подобное золочение не сложно, но опять-таки для этого нужно создать определенные условия.

Стоимость работ по золочению куполов

Сказать однозначно, какой из методов золочения обходится дороже, невозможно. Сама процедура золочения — то есть, используемый материал и работа это, конечно, соизмеримые вещи. Однако, случается, что стоимость сусального золочения выходит несколько дороже. В этом вопросе всё будет зависеть от толщины наносимого золотого покрытия, как в первом, так и во втором случае.

Вместе с тем, при нанесении сусального золота зачастую возникают дополнительные затраты — они касаются куполов, собирающихся на стройплощадке, иными словами, имеющих более 3-х метров в диаметре. Подобные главы нетранспортабельны и перевозить их достаточно проблематично, а методика сусального золочения подразумевает создание специальных условий. Т. е. работы должны производиться при определенном температурном и влажностном режиме, отсутствии ветра, сквозняков и запыления. И для того чтобы обеспечить такие условия, над куполами строятся ветрозащитные шатры. Иногда подобные шатры возводятся наверху на лесах. И всё это оснащение — материалы для устройства шатра, система освещения, вентиляции и отопления — выливается в ощутимые дополнительные расходы.

Применяя технологию гальванического золочения, с подробными трудностями столкнуться не придётся, однако вместо них возникают другие, тоже связанные с монтажными работами. Поэтому и нельзя однозначно говорить, что ценовая разница между гальваническим и сусальным золочением значительна. И обычно предпочтение тому или другому методу оказывается не на основе цены.

Немного о рынке компаний, занимающихся церковной реставрации и строительством и, в частности, золочением куполов

На сегодняшний день количество компаний, занимающихся строительством и реставрацией церквей не такое уж большое. Пока что данный рынок находится в стадии своего развития. А зародился он в начале 1990-х годов. В то время после достаточно долгого перерыва в России начали активно восстанавливать старые церкви и возводить новые. Иными словами, этому рынку не более 15 лет, и он растёт, но ввиду отсутствия финансирования достаточно медленно.

Число компаний, которые специализируются на золочении, растёт несколько быстрее, чем рынок в целом. В настоящее время на нём около 10 организаций, основной услугой которых является золочение куполов и других церковных поверхностей и предметов. Конечно, можно встретить на рынке индивидуальных мастеров, однако для получения по-настоящему качественного результата есть смысл обратиться в дающие весомые гарантии компании.

Что же до говорить о том, как мастера и компании делят рынок, то здесь ситуация простая. Если на постройку храма деньги выделяются местной администрации или неким меценатом, обычно выбор делается в пользу компании с хорошей репутацией и большим опытом работы. А вот если работу инициируют церковные приходы, собирающие на реставрацию куполов или их возведения с нуля всем миром, чаще прибегают к услугам индивидуальных мастеров, которые обходятся дешевле.

И здесь обычно роль играет желание заказчика: если он хочет получить гарантию качества на сделанную работу, то есть смысл сделать выбор в пользу компании профессионалов, а не артели мастеров, которая завтра может бесследно пропасть с горизонта. Зачастую такие индивидуальные мастера — это специалисты, которые когда-то работали в крупных компаниях, однако затем по каким-то причинам ушли и начали заниматься самостоятельной деятельностью.

Важный момент: поскольку золочение куполов — это вариация реставрационных работ, то для ее проведения требуется специальная лицензия. Обязательно спрашивайте её у мастеров, которым доверяете столь ответственную работу.

Срок службы золотого покрытия

Срок, в течение которого позолота сохранит свои первоначальные презентабельные качества, определяется самыми разными факторами. Он зависит и от используемых материалов, и от качественности исполненной работы.

Сильное влияние на период службы оказывает процесс растрескивания на стыках купольных карт в виду разницы коэффициентов температурного расширения у шпатлевок и металла. Но шпатлёвки нужны для выравнивания швов, и обойтись без них нельзя. Однако, избежать сокращение срока службы золотого покрытия можно, если не экономить и использовать специализированные шпатлевки, созданные для работ по металлу, и чётко соблюдать рекомендации их производителей.

На износ покрытия сусальным золотом оказывает влияние факторы постепенного истирания и отклеивания листов. Истирание вызывает воздействия снега, льда, а также разнообразных частиц, находящихся в воздухе. Отклеивание же материала происходит по самым разным причинам, среди которых, например, нарушения технологии нанесения.

В случае с золотом, наносимым гальваническим методом, речь об отклеивании материала не ведётся, что само собой сказывается на внешнем виде главы. Однако истирание и здесь имеет место. При этом многое зависит от толщины начального слоя. Минимальным показателем толщины становится 0,3 мкм. Идеально если при гальваническом золочение будет наноситься слой материала как минимум 0,5 мкм, а лучше больше. Подобная толщина соответствует параметрам сусального золота. Так, гальваническое покрытие 0,3 мкм толщиной соответствует «книжке» в 2,5 грамма, а 0,5 мкм — весящей 4 грамма.

Как результат, при условии грамотного выполнения работы с четким соблюдением технологии, купола с покрытием сусальным золотом сохраняют презентабельность облика как минимум на 20 лет, а покрытые гальванической позолотой — не менее 30 лет.

О долговечности можно рассказать на примере истории, произошедшей с одним знакомым позолотчиком. Выполнив работу, мастер на вопрос батюшки, сколько продержится позолота на куполах, ответил, что его сусальное золочение сохранится на протяжении двадцати лет. Но уже следующей весной раздосадованный батюшка позвал мастера и, показывая ему на купол, спросил, почему же золото так быстро стало облезать в некоторых местах?

И здесь выяснилось, что нагреваемый в храме тёплый воздух поднимался вверх, просачиваясь через барабан, после чего поступал прямиком в купол. В результате снег, лежавший на главе зимой, таял, формировалась наледь. А весной она стала сползать с купола и содрала золотое покрытие в отдельных местах.

Итоги проведения независимой экспертизы показали, что вины мастера в столь быстром истирании золотого покрытия нет, — оно было сделано добротно. А батюшке, дабы избежать проблем с золочением в дальнейшем, было по рекомендовано убрать сосны, стоящие вокруг храма. Получалось, что окружавшие плотным кольцом храм, они приводили к застаиванию воздуха и отсутствию обдумывания купола.

Золочение восстановили, сосны спилили. И прошло уже около 10 лет, а позолота с тех пор находится в отличном состоянии.

Как правило, гарантийный срок на сусальную позолоту составляет 2 года. Если в течение этого времени с ней ничего не случилось, то она сможет сохраниться в первозданном виде ещё пару десятков лет. Хотя для сусального золота срок жизни может растянуться и на все 30 лет.

Лицензии и сертификаты

Свидетельства

Отзывы

Контакты

Коммерческий отдел 8 (496) 464-55-99
Тел. 8 (495) 227-20-27
8 (903) 179-54-12
8 (499) 343-85-52
8 (916) 120-55-26
Email: srk-era@mail.ru
kupola@srk-era.ru
Адрес: Россия, Московская область, г. Раменское, улица 100-й Свирской Дивизии, 11
Web: https://www.srk-era.ru
СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ!